
Коллекция МИСП является одним из наиболее крупных и художественно весомых российских собраний, отражающих историю развития изобразительного искусства Ленинграда-Санкт-Петербурга на протяжении ХХ-ХХI веков. Выставка «Петербургское искусство ХХ века» представляет зрителю знаковые произведений более семидесяти петербургских художников разных поколений, чье творчество демонстрирует наиболее яркие и характерные явления художественной культуры города. Гордостью коллекции являются произведения мастеров 1920-1940-х годов.
На экспозиции были представлены работы как членов одного из известнейших творческих объединений Ленинграда - «Круга художников» (1926-1932) – Алексея Почтенного, Александра Русакова, Вячеслава Пакулина, Лидии Тимошенко, так и близких им по духу художников - Владимира Гринберга и Николая Лапшина. Их искусство несет в себе энергетику чисто петербургской культуры, благородную камерность ее содержания. В основном художники писали родной город, наполняя его глубоко личностным колоритом и непосредственностью чувств, удивительно точно передавая атмосферу современной действительности, настроение и ритм времени. Художники создавали психологические «портреты» города, его разные эмоциональные состояния.
Иной интересный пласт живописной культуры Ленинграда был представлен живописной работой Виктории Белаковской - одной из ярких учениц К.С. Петрова-Водкина. В «Автопортрете» (1928) автор использует крупный план, форма распределена на плоскости массой трехцветного объема. Сам прием «мускульной» моделировки укрупненного лица, декоративная острота цветовых отношений даруют образу состояние реальной вечности момента. Духовная атмосфера 1920-1940-х годов во многом повлияла на весь дальнейший ход развития российского искусства.
Художественная жизнь Ленинграда 1960-1970-х с присущей этому времени романтикой, раскрылась в произведениях таких ярких по творческому масштабу мастеров, как Юрий Васнецов, Мария Горохова, Николай Кошельков и Олег Татарниковы. В работах этого периода на первый план выступают различные вариации настроения, значение придается тональности художественных размышлений, конкретный мотив поднимается до широкого живописно-пластического обобщения.
Особого внимания заслуживают художники, составившие «левое крыло» официального Союза художников. В ноябре 1972 года в выставочном зале Союза художников на Охте открылась выставка «Одиннадцати», которая вошла в историю ленинградского искусства как яркое и знаковое культурное событие, во многом определившее дальнейшее развитие творческого процесса в городе на Неве. Группа представляла собой целостный, но многогранный художественный коллектив. В обостренно-личностных и философски осмысленных произведениях художников группы «Одинннадцать» - Германа Егошина и Виталия Тюленина - повседневная картина мира приобретает некую иносказательность и символическую исповедальность.
Параллельно утверждалось и нонконформистское направление в советской культуре. Это движение, с его реалиями квартирных выставок и публичными акциями во Дворцах культуры, позже получившее название «андеграунд», было представлено на выставке работами художников «Арефьевской группы» - Рихарда Васми и Шолома Шварца.
Период перестройки и постперестроечного времени переломных 1980-1990-х годов широко и разнообразно был показан поколением художников, проявивших невероятную творческую активность. Взрывная энергия созидания в их работах воплощалась в беспокойной, подчас агрессивной форме, требовала броскости художественного языка и неожиданных композиционных решений. На место метафоры и иносказания приходят юмор и самоирония. Именно эти настроения демонстрируют представленные на выставке произведения Валерия Коневина и Игоря Чурилова,
Произведения из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков дали зрителю возможность не только познакомиться с уникальным явлением ленинградско-петербургского искусства, ощутить атмосферу города на Неве в разных периоды времени, но и понять динамику развития российской культуры на протяжении всего ХХ века.