
Межмузейный проект, организованный к 10-летнему юбилею Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП), посвящен теме Человека как центра вселенной. Концепция выставки раскрывается на контрасте сопоставлений различных эпох и художественных стилей – от начала ХХ века до сегодняшних дней. Зрителями будут показаны более 150 произведений живописи, скульптуры, объектов, инсталляций как из коллекции МИСП, так и из других петербургских и московских музейных собраний. Значительная роль в экспозиции отводится мультимедийной визуализации художественного контента, взаимодействующего со зрителем на эмоциональном, психологическом и на физическом уровнях, вовлекая его в иммерсивное интерактивное действо.
Образ Человека представлен в экспозиции выставки через разные аспекты его физических и духовных проявлений – от грехопадения, плотских удовольствий, поиска собственного жизненного пути и ухода в мир иной. Намеченные сюжетные линии обусловили содержание отдельных рубрик выставки, таких, как Стихия, Семья, Автопортрет, Путь, Рождение. Адам и Ева, Сон, Трапеза, Смерть, которые дают возможность продемонстрировать логику развития жизни как таковой, со всеми ее взлетами и падениями, победами и поражениями, страстями и борением, хаосом и гармонией. Именно хаос и гармония лежали в основе бытия Вселенной. И поэтому выставку открывает раздел, посвященный образу первозданной стихии. Хаос как первобытное состояние земли, лишенной какого-либо порядка, представлен в работах Святослава Рериха («Ты не должен видеть этого пламени», 1968), Андрея Волкова («Огонь, иди со мной», 2010–2011), Владимира Колесникова («Тысяча молний. Красная», 2022), Константина Батынкова («Извержение», 2008), Андрея Таля («Барокко. Путти», 1991) и других мастеров. Хаос в экспозиции уравновешивается гармонией, преобразованной в творчестве Виталия Тюленева («Весенний ветер», 1992), Николая Вечтомова («Равновесие», 1960), Михаила Кулакова («Рождение звезды», 1999), Сергея Колесникова («Северное сияние», 2018) в обладающую невидимой силой цветовую энергию.
Гармония рождает человека. И его образ во всем разнообразии сущностных качеств раскрывается перед зрителем в разделах экспозиции, представляющих темы автопортрета и семьи: автопортрет как художественно-образная форма самопознания, как ироничный гротеск на самого себя, автопортрет-маска, автопортрет как семиотическая картина мира, жанровый семейный портрет. Зрители увидят живописные произведения Григория Гринберга («Автопортрет», 1921), Виктории Белаковской (Автопортрет,1928), Людмилы Маркеловой («Я», 2014), Лидии Кирилловой.(«Автопортрет», 1980), Андрея Бартенева («Автопортрет», 2021) и других художников.
Тема еды, трапезы как важная составляющая жизненной системы координат человека, также заняла свое место в экспозиции выставки. В одном ряду предстают картина «Внизу голодают, потому что вверху обжираются» (1923) Бориса Иогансона, ведущего мастера искусства советской эпохи, живописные полотна «Кутеж» (1905–1907) Нико Пиросмани, «Волосатый суп» (1990) Петра Рейхета, известного мастера постмодернизма, создавшего едкую усмешку над реальностью 90-х, над человеком новой эпохи.
Жизненная программа человека в экспозиции раскрывается через темы рождения, поисков смысла жизни, через мотивы сна, который постепенно трансформируется в смерть. История рода человеческого начинается с Адама и Евы. Человечество утратило рай, единство с Богом, единство друг с другом и гармонию с миром. Художники ХХ века каждый по-своему интерпретируют библейские сюжеты. Художник-мирискусник Борис Анисфельд изображает райский сад как сказочную грёзу, фантастическое видение, Ростислав Воинов («Изгнание из рая», 1910-е гг.) трактует сцену грехопадения как вселенскую катастрофу. А художник-шестидесятник Гелий Коржев сознательно смещает акценты, обнажая драматический смысл происходящего («Осень прародителей»,1995).
Духовные искания человека занимает центральное место в экспозиционном контенте выставки. В произведениях Льва Снегирева («В пути земном», 2010), Самуила Адливанкина («Метро», 1946), Израиля Лизака («Человек шагает», 1928), Радия Матюшина («Побег», 1999), Игоря Ширшкова («Другая жизнь», 2017), Егора Кошелева («Меховой туннель», 2023), Олега Иващенко («Побег», 2022), Стэнли Красовицки («Скорость», 2024) чувствуется острое ощущение несовершенства мира и подспудное желание вырваться из него.
Сон в экспозиции воспринимается не только как физиологическое явление, но и как глубокий философский и культурный феномен, символизируя переходное состояние между сознанием и бессознательным, жизнью и смертью, земным и божественным. В картине Виктора Попкова «Работа окончена» (1970) тема сна приобретает экзистенциальное звучание. Сон в возвышенно-поэтической картине «Тишина» (1971) Евсея Моисеенко – это воспоминание о былом. В работе Вячеслава Михайлова «Сон» (1986) выражена тревога за судьбы человечества, размышление о потерянной гармонии мира.
Тема человека и Вселенной неисчерпаема. Выставка лишь обозначает место человека в картине мира прошлого столетия и наших дней, показывает проблему этого взаимоотношения через контрастное сопоставление разных художественных стилей и направлений - традиционную реалистическую живопись, творческие эксперименты постмодернизма, советский нонконформизм и актуальное искусство. Поиск противоположностей, диссонанса или созвучия изобразительных форм, идей, особенностей каждого этапа является главной задачей выставки. Сопоставление произведений позволяет исследовать характер движения художественной культуры, разобраться в закономерностях путей развития, выявить сущностные обстоятельства тех изменений, которые приводят порой к прямо противоположным преобразованиям смыслов и эстетических ценностей.