* см. подробно на странице - СТОИМОСТЬ ВХОДНЫХ БИЛЕТОВ ** для студентов каждую третью среду месяца — бесплатно
*** для учащихся от 14 до 18 лет, иных лиц до 18 лет, каждую третью среду месяца — бесплатно
24 октября 2019 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева открылась выставка «Петербургское искусство ХХ века» из коллекции МИСП.
Коллекция Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) является одним из наиболее крупных и художественно весомых российских собраний, отражающих историю развития изобразительного искусства Ленинграда-Санкт-Петербурга на протяжении ХХ-ХХI веков. Выставка «Петербургское искусство ХХ века» представляет зрителю знаковые произведений более 60-ти петербургских художников разных поколений, чье творчество демонстрирует наиболее яркие и характерные явления художественной культуры города. Гордостью коллекции являются произведения мастеров 1920-1940-х годов.
На экспозиции представлены работы как членов одного из известнейших творческих объединений Ленинграда - «Круга художников» (1926-1932) – Алексея Почтенного, Александра Русакова, Вячеслава Пакулина, Лидии Тимошенко, так и близких им по духу художников - Владимира Гринберга и Николая Лапшина. Их искусство несет в себе энергетику чисто петербургской культуры, благородную камерность ее содержания. В основном художники писали родной город, наполняя его глубоко личностным колоритом и непосредственностью чувств, удивительно точно передавая атмосферу современной действительности, настроение и ритм времени. Художники создавали психологические «портреты» города, его разные эмоциональные состояния. К примеру, в пейзаже Алексея Почтенного «Тучкова набережная» (1928) царит внутренняя гармония, поэтика размеренной городской жизни. Александр Русаков, наоборот, трактует город как интенсивно звучащее, напряженное пространство («Большой проспект Петроградской стороны», 1938). Именно в этой портретной характеристике образов, их остроте и выразительности и заключается историзм пейзажных работ «круговцев» и близких им мастеров, формально не принадлежавших объединению. Работая в жанре портрета, художники, каждый по своему, стремились к созданию образа современника. Представленные на экспозиции работы портретного жанра Владимира Гринберга, Лидии Тимошенко, Вячеслава Пакулина очень точно передают неповторимую психологическую индивидуальность каждой модели. Характерная постановка поз, контур и ритм линий, очерчивающих фигуру, подчеркивают пластическую выразительность образов.
Иной интересный пласт живописной культуры Ленинграда представлен живописной работой Виктории Белаковской - одной из ярких учениц К.С. Петрова-Водкина. В «Автопортрете» (1928) автор использует крупный план, форма распределена на плоскости массой трехцветного объема. Сам прием «мускульной» моделировки укрупненного лица, декоративная острота цветовых отношений даруют образу состояние реальной вечности момента. Духовная атмосфера 1920-1940-х годов во многом повлияла на весь дальнейший ход развития российского искусства. Художественная жизнь Ленинграда 1960-1970-х с присущей этому времени романтикой, раскрывается в произведения таких ярких по творческому масштабу мастеров, как Руфим Фрумак, Юрий Васнецов, Мария Горохова, Кирилл Гущин, Георгий и Олег Татарниковы. В работах этого периода на первый план выступают различные вариации настроения, значение придается тональности художественных размышлений, конкретный мотив поднимается до широкого живописно-пластического обобщения.
Особого внимания заслуживают художники, составившие «левое крыло» официального Союза художников. В ноябре 1972 года в выставочном зале Союза художников на Охте открылась выставка «Одиннадцати», которая вошла в историю ленинградского искусства как яркое и знаковое культурное событие, во многом определившее дальнейшее развитие творческого процесса в городе на Неве. Группа представляла собой целостный, но многогранный художественный коллектив. Она вобрала в себя мастеров одного поколения, и каждый обладал яркой и неповторимой творческой и личностной индивидуальностью. И потому их связывали не столько единство художественного метода, стиля или каких-либо эстетических установок, сколько общее неприятие стереотипов мышления и господствующих нормативных установок. Общей была тяга к свободе самовыражения, тоска по идеалу. В обостренно-личностных и философски осмысленных произведения художников группы «Одинннадцать» - Валерия Ватенина, Завена Аршакуни, Германа Егошина, Валентины Рахиной, Виталия Тюленина - повседневная картина мира приобретает некую иносказательность и символическую исповедальность. Параллельно утверждалось и нелегальное направление в советской культуре. Это движение, с его реалиями квартирных выставок и публичными акциями во Дворцах культуры, позже получившее название «андеграунд», представлено на выставке работами художников «Арефьевской группы» - Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Шолома Шварца; участниками Газа-Невских выставок - Анатолия Басина, Александра Раппопорта.
Период перестройки и постперестроечного времени переломных 1980-1990-х годов широко и разнообразно показан поколением художников, проявивших невероятную творческую активность. Взрывная энергия созидания в их работах воплощалась в беспокойной, подчас агрессивной форме, требовала броскости художественного языка и неожиданных композиционных решений. На место метафоры и иносказания приходят юмор и самоирония. Именно эти настроения демонстрируют представленные на выставке произведения Марины Каверзиной, Гафура Мендагалиева, Геннадия Устюгова, Александра Бихтера («Товарищество экспериментального изобразительного искусства»), Дмитрия Шагина, Виктора Тихомирова, Ольги и Александра Флоренских (группа «Митьки»), Феликса Волосенкова, Валерия Лукки.
Произведения из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков дают зрителю возможность не только познакомиться с уникальным явлением ленинградско-петербургского искусства, ощутить атмосферу города на Неве в разных периоды времени, но и понять динамику развития российской культуры на протяжении всего ХХ века.