19 декабря 2024 года в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открывается уникальный по своей художественной значимости выставочный проект «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Его партнерами стали 36 отечественных музеев, галерей и частных коллекционеров. Богатый изобразительный материал, составивший содержание выставки, призван продемонстрировать анималистическую тематику с разных сторон и порой с совершенно неожиданных ракурсов, что поможет зрителям разобраться в основных тенденциях развития этого художественного жанра в искусстве XX столетия.
В экспозиции представлено более 150 работ - живопись, графика, скульптура - не только мастеров, непосредственно посвятивших свою жизнь изучению жизни животных, но и тех творцов, которые вовсе не позиционировали себя в качестве анималистов. Произведения всемирно известных художников – Кузьмы Петрова-Водкина (1878 – 1939), Нико Пиросмани (1862 – 1918), Бориса Григорьева (1886 – 1939), Натана Альтмана (1889 – 1970), Климента Редько (1897 – 1956), Святослава Рериха (1904 – 1993), Василия Сварога (1883 – 1946), многих современных авторов – Завена Аршакуни (1932 – 2012), Виталия Тюленева (1937 – 1997), Германа Егошина (1931 – 2009), Владимира Яшке (1948 – 2018), Анатолия Белкина (род.1953), но также и незаслуженно забытых мастеров, чьи имена станут настоящим открытием не только для любителей искусства, но и для специалистов в области анималистики.
Анималистический жанр раскрывается на выставке через разные тематические блоки: «портрет», где зверь и птица даются крупным планом во всем богатстве характеристики их внешнего облика и поведения, «животные на природе», чьи образы раскрываются в естественной среде их обитания, и композиции, затрагивающие различные стороны «взаимоотношения человека и животных».
В «портретах» зверей и птиц авторы концентрируют внимание на состоянии животного, характере поведения, на пластике тел, ритме их движения. Здесь порой прослеживается нечто близкое к очеловечиванию образов. Собаки, кошки, лисы, бычки, лебеди, петухи и павлины становятся носителем определенной духовной и эмоциональной сущности. Показателен в этом смысле портрет рыжей собаки Кузьмы Петрова-Водкина («Собака», 1919), который является жемчужиной выставки. Автор создает очень живой и непосредственный образ не просто собаки, но портрет маленького доброго существа с пытливым взглядом умных глаз.
Особой выразительностью выделяется также скульптурная композиция «Сова», исполненная в бронзе художником-анималистом Александром Белашовым («Сова», 1973). Птица изображена в движении, за долю секунды до того, как, оттолкнувшись от поверхности массивными лапами, взлетит ввысь.
«Животные на природе», представленные в одиночку или группами, интересны художникам с точки зрения передачи особой психологической атмосферы. Животные способны проявить характер, продемонстрировать свой добрый или хищный нрав. Наполненные напряжением герои картин выражают самые разные эмоции – радость, восторг от единства с окружающим миром, трагедию одиночества или потерянности, состояние покоя или энергию действия.
Одна из самых популярных и излюбленных тем анималистики XX века, которой отдана основная часть экспозиции, – это разные мотивы взаимоотношений человека с животным. В поисках гармонии между миром людей и царством зверей художники обращаются к сюжетам, где животные или птицы живут рядом с людьми и занимаются своими делами. И все же можно заметить, что фигуры животных в этих живописных произведениях являются уже не второстепенными элементами композиции, а вполне равноправными по отношению к людям героями. В творчестве некоторых художников эта тема окрашивается поэтически-романтическими настроениями (Святослав Рерих «Молчание» (1964), Михаил Греку «Мальчик с быками» (1987), Виталий Калинин «Хакасские девочки» (1937), у иных юмористическими нотами (Виктор Данилов «Дама с улитками» (2002), Александр Бучкури «Чаепитие» (1933). Зачастую художники черпают свои сюжеты из окружающей нас жизни, наделяя героев человеческими качествами, что приводит к забавным парадоксальным результатам. Так «Частная территория» Виктора Данилова (2007) – фактически является пародией на идиллию дачной жизни. Теплым юмором наполнена картина «Дуэт» (1989) Зои Мунаевой, явно подмеченная в жизни.
«Цель выставочного проекта «Анималистика. И в шутку, и всерьез» - не только придать новый импульс изучению анималистических образов и мотивов в изобразительном искусстве, но и сделать лучший подарок детям и взрослым, которые когда-то были детьми. Искренние и трогательные по своей сути произведения, посвященные звериному царству, вряд ли оставят кого-нибудь равнодушным. В пространстве залов музея обязательно найдется повод и для эстетического наслаждения, и для серьезных философских раздумий, и для искреннего удивления, и, конечно же, для улыбок».
Марина Джигарханян,
директор Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков
Участники проекта:
Москва
Московский музей современного искусства
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Государственный музей искусства народов Востока Музейно-выставочное объединение «Манеж» Государственный Дарвиновский музей
Московский государственный зоологический парк
Санкт-Петербург
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков
Государственный Русский музей
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Музей «Царскосельская коллекция»
Сосновый бор
Сосновоборский художественный музей современного искусства – филиал «Музейное агентство»
Архангельск
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Великий Новгород
Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
Владимир
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Вологда
Вологодская областная картинная галерея
Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Екатеринбург
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Иваново
Ивановский областной художественный музей
Ирбит
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова
Калуга
Калужский музей изобразительных искусств
Киров
Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
Моршанск
Моршанский историко-художественный музей им. П.П. Иванова – филиал Тамбовского областного краеведческого музея
Нижний Новгород
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Тагил
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Пермь
Пермская государственная художественная галерея
Петрозаводск
Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Петушки
Музей Петуха Петушинского района Владимирской области
Раменское
Раменский историко-художественный музей
Рыбинск
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Рязань
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Самара
Самарский областной художественный музей
Саратов
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Тамбов
Тамбовская областная картинная галерея
Таруса
Тарусская картинная галерея – филиал Калужского музея изобразительных искусств
Тверь
Тверская областная картинная галерея
Тула
Тульский музей изобразительных искусств – филиал Тульского музейного объединения
Уфа
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова
Галереи
Галерея искусств KGallery
Коллекции
Собрание Георгия Ботки
Собрание Игоря Суханова
Собрание Сергея Бородкина
Собрание Эдуарда Матушкина