Начало собранию было положено в 1991 году, и в настоящее время оно раскрывает перед зрителем целый мир живого художественного развития Санкт-Петербурга с первых десятилетий ХХ века и до наших дней. Это произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, коллажи, объекты, инсталляции. Собрание отличается также подборкой имен выдающихся мастеров разных художественных направлений— и тех, кто обнаруживал в своих творческих устремлениях накопленный традиционный культурный опыт, и тех, кто выдвигал и воплощал идеи новейших достижений современного искусства.
Живописные и графические работы, относящиеся к первым десятилетиям ХХ века, составляют гордость коллекции МИСП. Этот период представляют прежде всего мастера, примкнувшие к творческому объединению «Круг художников» (1926–1932), — Вячеслав Пакулин, Алексей Почтенный, Александр Русаков, Давид Загоскин, Лидия Тимошенко, Александр Ведерников и многие другие. Их искусство всегда отличала благородная камерность содержания, высокое мастерство и особая эстетика живописного видения. В основном эти художники писали родной город, наполняя скромные сюжеты глубоко личностным отношением, сокровенностью чувств и романтикой впечатлений.
Коллекция Музея представляет и другие интереснейшие пласты живописной культуры первой четверти ХХ века. Произведения Виктора Прошкина и Павла Аба, например, выполнены в совершенно иной стилистике, так называемой тематической картины.
В этом же камерном векторе ленинградской творческой практики развивается в эти годы и жанр портрета. Примечательны работы Виктории Белаковской, Лидии Тимошенко. Созданные ими образы детей и подростков воплощали открытую душевную ясность молодости и ее безмятежности.
Вторая половина ХХ века также отмечена в коллекции Музея невероятным разнообразием имен, авторов, неразрывно связанных с художественными явлениями тех лет. Работы мастеров, входивших в известные группы «Одиннадцать» (В.И.Тюленева, З.П.Аршакуни, В.К.Тетерина, В.И.Рахиной, К. М.Симуна и др.) и «Лестница» (Н.А.Кошелькова, А.С.Заславского, Л.Добашиной, В.П.Долгополова и др.), демонстрируют творческие искания в искусстве 1960-1970-х гг. Мастера круга П.М.Кондратьева и В.В.Стерлигова, ленинградского андеграунда также широко и разнопланово представлены в коллекции.
Переломные 1980–1990-е вызвали к жизни невероятную творческую активность художников «нового призыва». За сравнительно небольшой срок возникли «обоймы» объединений и группировок (Товарищество экспериментального изобразительного искусства, «Митьки», «Новые художники», «Кочевье», «Озерки—Деревня художников» и другие). Взрывная энергия созидания, словно атаковывая сознание авторов, воплощалась в беспокойной, импульсивной, а подчас и эксцентрично-агрессивной форме. Именно эти настроения демонстрируют произведения Тимура Новикова, Боба Кошелохова, Марины Каверзиной, Вячеслава Афоничева, Валерия Коневина, Виктора Кузнецова (Гиппер Пупера).
Реальность ХХI века меняет содержание и смыслы искусства, подталкивая к поиску новых идей. Иные ценностные понятия и психологические подходы выводят художественную волю и фантазию авторов в некое поле поп-культуры. Человеческая жизнь трактуется как зрелищное пространство, как сфера увлекательной интенсивной игры, не лишенной глубины и логики. Искусство отличают раздражающая взгляд зрителя визуальная острота форм, аккумуляция самых разнообразных рефлексий. Илья Крейдун, Александр Еремин, Валерия Нибиру, Василий Дьяков, Иван Плющ ставят перед собой задачи деконструктивистского свойства, открывают дорогу в мир парадоксального бытия, неудержимо влияющего на художественную образность.
Коллекция МИСП, представляющая петербургское искусство ХХI века, обозначает лишь отдельные, однако важные сегменты общего направления, которые выявляют характер текущих ключевых процессов арт-сцены.
Особняком следует рассматривать в собрании МИСП молодой фонд, начавшийся формироваться с 2017 года и получивший название «Непетербургское искусство». Он состоит из даров, переданных художниками из различных российских регионов, иностранными мастерами, принимавшими участие в различных проектах Музея. В будущем это небольшое собрание определит динамику и развитие всей коллекции, позволив расширить ее измерения и открыть новые горизонты в понимании сути и значения современного искусства, его взаимодействия с миром Музея, имеющего, несомненно, свои национальные и географические особенности.
«Центральный выставочный зал «Манеж» является обладателем исключительных прав на все изображения произведений искусства из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Использование изображений, опубликованных на сайте, с целью публикации возможно только с разрешения ЦВЗ «Манеж».
Для получения разрешения на использование изображений из коллекции МИСП необходимо подать заявку с указанием названия работы, необходимого размера изображения и места будущей публикации по эл адресу misp@mispxx-xxi.ru.
Музей имеет право отказать в публикации. Условия разрешения на публикацию обсуждаются с Музеем»