В Петербурге открылся новый государственный музей – Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Открылся скромно – выставкой хорошего, увы, ушедшего художника Виктора Данилова.
Разговоры о том, что Петербургу как культурному мегаполису надо бы заиметь музей современного искусства, ведутся с перестроечных времен. Но все последние годы разумные люди повторяли: идея утопична по двум принципиальным причинам. Во-первых, в таком музее нечего показывать, звездных коллекций у нас нет. Во-вторых, и это главное, сами эти музеи – продукты прошлого века с его традиционным представлением: вот произведения искусства – неважно, картины, объекты или видеоинсталляции, – а вот зрители, которые приходят на все это посмотреть. По этому принципу созданы титаны современного искусства – МоМА, Центр Помпиду, Тейт Модерн и другие большие и малые музеи.Но сейчас, когда интерактивные сетевые произведения, создаваемые неограниченным числом подчас анонимных авторов, не экзотика, а рабочий инструмент искусства, востребованы иные формы коммуникации. Музей современного искусства ХХI века – это место, где происходят уникальные события, только здесь и только сейчас, такое место, где люди могут получить впечатления, недоступные в виртуальном мире.
За решение такой задачи никто не берется: публика еще не насытилась виртуальным. В Петербурге разумно не стали придумывать способы, как переиграть Интернет, и разговоры о музеи затихли.
Они возродились в 2007 году, когда совпали два события. ЦВЗ «Манеж», отмечая свое 30-летие, показал собственную коллекцию ленинградских-петербургских художников, в основном послевоенного времени. «Газпром» продвигал проект «Охта-центра», город в лице губернатора Валентины Матвиенко обещал профинансировать большой блок культурных объектов, в том числе музей современного искусства, основой которого должна была стать манежная коллекция.
Когда «Охта» стала «Лахтой», большие начальники про музей уже не вспоминали. Кризис поставил крест на мечтах о строительстве специального здания.
Но в самом Манеже от музейной идеи не отказались. Без глобальных претензий, без использования сакральных слов «музей современного искусства», а придумав МИСП – Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, чтобы работать в масштабах города и его потенциальных культурных партнеров.
В итоге городские власти согласились выделить из ЦВЗ «Манеж» отдел Марины Джигарханян, который ведал коллекцией, и отдать ему филиал на наб. канала Грибоедова, 103. До последнего времени он именовался Малым залом Манежа.
Но по факту это целый комплекс, состоящий из эффектного главного здания со сводчатыми потолками и железными ставнями на окнах, которое при царизме занимал полицейский архив, позже – архив городского суда. Снимок архива, сожженного в дни Февральской революции 1917 года, – один из самых известных фотодокументов того времени. Это полезная аура для музея (тут неважно, с каким знаком эта аура). Плюс флигеля, которые сама судьба велела использовать для хранения фондов, уютный замкнутый двор – для акций, шикарные брандмауэры внутри двора – для стрит-арта.
Быстро все не заработает, но на лето 2016 года запланирован российско-греческий фестиваль «Аргонавтика» – с картинами, разговорами, песнями и танцами. Для раскрутки новой институции Джигарханян решила сначала показывать выставки, а не музейную коллекцию.
Что ждет большой Манеж на Исаакиевской площади? В середине декабря, еще до полного завершения ремонта, там запланирована конференция «Фигуративизм в искусстве», которая входит в программу IV Петербургского культурного форума.
Полнометражное открытие зала намечено на весну 2016 года. По некоторым данным, речь идет о большой выставке ленинградского официального и неофициального искусства 1970-х годов.
Новый директор Манежа Павел Пригара намерен проводить там только художественные выставки, избегая показа мехов, драгоценных камней и прочих сугубо коммерческих вещей.
Вадим ШУВАЛОВ http://www.online812.ru/2015/12/03/010/