Ru En
Основная информация
Info
Адрес
Санкт-Петербург,
Наб. канала Грибоедова, 103


Часы работы

Понедельниквыходной

Вторник12:00 — 20:00

Среда14:00 — 21:00

Четверг12:00 — 20:00

Пятница12:00 — 20:00

Суббота12:00 — 20:00

Воскресенье12:00 — 20:00

Контакты
Цена билетов

Взрослый250 руб.

Льготный100 руб.

БУЛГАКОВА ОЛЬГА И СИТНИКОВ АЛЕКСАНДР «Асимметрия»
12 июля – 7 августа, 2022
12 июля – 7 августа, 2022

Выставка «Асимметрия» посвящена позднему творчеству легендарных московских художников и знаковых представителей поколения семидесятых – Ольге Булгаковой и Александру Ситникову. В искусстве той поры, они были одними из первых, кто заговорил со зрителем новым языком метафор и иносказаний. Художники превратили реальные впечатления в фантасмагорию и показывали окружающий мир через призму фантазий, театра и магического действа, при этом, не конфликтуя ни с магистральным курсом соцреализма, ни с бурлящей контркультурой нонконформистов.

Оба мастера живут и работают бок о бок уже почти полвека и, пройдя череду трансформаций и взаимовлияний, сумели сохранить свое искусство как  по-настоящему личное и самодостаточное высказывание. Ольга Булгакова выросла в семье художников — Василия и Матильды Булгаковых, которые и стали ее первыми учителями. После обучения в живописной мастерской в МГХИ им. В.И. Сурикова,  в 1970-1990 годы, она создавала театрально-магические работы, а затем в начале 2000х, работала над серией геометрических абстракций. Поздние работы Булгаковой, созданные с 2006 по 2021 год, стали новой главой в ее творчестве и являются поиском ответов на вечные вопросы человеческого бытия. Это очень мощная и темпераментная живопись, построенная на экспрессивных цветовых контрастах и практически скульптурно вылепленная с помощью мастихина.

На выставке представлены три ее серии: «Имена» (2006-2021), «Матриархат» (2007-2021) и «Библейские эскизы» (2008-2022). Цикл «Имена» состоит из образов лиц, ликов или масок, заключенных в квадратный формат холста. Каждое «имя» становится для Булгаковой носителем характера личности, наделенной ею от Бога, и воплощает в себе некий вселенский смысл. В этом цикле художница создала совокупные обличья всех представителей мужского рода человечества: Матвеев («Матвей» 2014), Иоакимов («Иоаким» 2006), Зосимов («Зоосим» 2021) и др. Женская половина туда не вошла, но явилась предметом отдельного исследования в серии «Матриархат». В ней Булгакова отобразила всех праматерей: и праведниц Ветхого завета и тех, к которым  Мефистофель в глубины глубин земли водил Фауста (в одноименном романе И.В. Гёте). Они безымянны, первобытны, глыбообразны, наделены мощью подземных магм, и в тоже время выступают символами плодородия. Многие из героев описанных циклов так ли иначе связаны со священным писанием, поэтому логичным продолжением поисков художницы стала серия масштабных холстов, объединенных названием «Библейские эскизы». В нее вошли как отдельные персонажи («Юдифь» 2008, «Моисей» 2012, «Даная» 2021), так и ключевые сцены из Евангелия («Возвращение блудного сына» 2008, «Бегство в Египет» 2013-2014, «Битва Иакова с ангелом» 2020).

Александр Ситников также получил академическое художественное образование в Суриковском институте, но на графическом отделении, в мастерской политического плаката.  Во второй половине 20 века мастер много экспериментировал и создавал работы в стиле примитивизма (1960е),  театрально-магического реализма (1970-1980е) и так называемые «Этюды без натуры» (1990-2000е). В начале 21 века художник стал делать рельефные композиции, перерабатывать и добавлять объемные элементы в старые работы. Сейчас его произведения, составленные из ярких красок и наслаивающихся форм, изобилуют мифологическими отсылками и культурными кодами. Они приманивают, заставляя остановиться и зачарованно разгадывать философские шарады.  Искусствовед А.К. Якимович уподобляет рассматривание холстов Ситникова «барахтанию в колючем кустарнике, откуда каждому смотрящему выпутываться предстоит самостоятельно».

На экспозиции представлены его рельефы и картины с ассамбляжами, отличающиеся математической точностью и пифагорейской музыкой сфер («Художник» 1999, «Рельеф» 2005). Также можно увидеть полотна, отсылающие к древнеегипетскому изобразительному канону («Семья» 1989, «Мастерская художника» 2000), минотаврам П. Пикассо («Бремя» 1999, «Красный бык» 2005) и органическому разрастанию «аналитических» картин П.Н. Филонова («Бегство в Египет» 2015). Отдельного внимания достойны его абстрактные работы («Солнце и луна», «Пейзаж» обе 2020) и серия произведений, посвященная музыкальной теме («Концерт. Шостакович» 1993, «Концерт. Дирижёр» 2005, «Концерт. Диалог» 2018).

На выставке «Асимметрия» будет представлено 20 монументальных живописных работ Булгаковой, а также более 30 картин и ассамбляжей Ситникова, созданных  за последние 25 лет.

Куратор выставки Катя Михатова