Персональная выставка Софии Азархи (род. 1951), известной художницы, сценографа и историка моды, объединяет произведения разных лет: графические произведения, панно и коллажи из тканей, созданные из различных материалов инсталляции и объекты. Соединяя ткани с бумагой и кожей, дерево с железом, используя утилизованные объекты, предметы быта, детские игрушки, она превращает отжившие свой срок вещицы в произведения искусства, наполняя их эстетическим и эмоциональным содержанием.
Искусство Софии Азархи — это увлекательный мир театрализованных историй. Персонажи сказок и легенд, диковинные животные, птицы, рыбы, ангелы, воины, природные стихии и люди живут в едином пространстве художественных преображений. Тканевые панно, представленные на выставке, позволяют прочувствовать и оценить разносторонний творческий дар мастера, высокую культуру сочетания разных текстур, объемов, умение извлечь из этих смешений невероятное богатство выразительных фактурных и цветовых возможностей. Белые разноузорчатые кружева, ложась на черную ткань, «вырисовывают» женоподобных крылатых существ или нежное облако, ласково пеленающее ребенка. Тонкие белые нити сплетаются в невод, круглое красное пятно из хлопка — в солнечный диск, а прозрачный алый тюль в его лучи. Кожа обладает плотностью и потому как доспехи надежно защищают тело воина.
Детские воспоминания автора становятся материалом для создания целых серий. Каждый из циклов работает самостоятельно и в то же время служит дополнением к раскрытию содержания другого. Через «Комнаты» (2020-2021) можно заглянуть в детскую спальню с ее мистикой и страхами. «Детский альбом» (2020) П.И. Чайковского передает впечатления от прослушивания сборника пьес композитора. А «Автопортреты» (2020) и «События» (2021-2022) восходят к личным и очень трогательным переживаниям художницы.
Мифологические сюжеты, картины современной жизни, различные размышления также выстраиваются в занимательные истории, в некий театр сцен, разыгранных с невероятной фантазией и юмором и приглашающих зрителя к соучастию.
Прекрасные нимфы в «Саду Гесперид» (2009) уподоблены коренастым, далеким от совершенства женским персонажам, вызывающих улыбку нелепостью своего бытования. Ассамбляжи из музыкальных инструментов объединяются в серию «Герметический кабинет» (2007). Перед нами раскрывается странная, метафизическая реальность, где неживая природа предметов, обладая особым эмоциональным магнетизмом, втягивает зрителя в параллельный мир звуков.
Художница всегда вступает в диалог с окружающим миром и с энтузиазмом отзывается его богатству. Быть может, в этом игровом подходе заключена главная жизненная мудрость — удивляться каждому моменту и открываться неизвестному.
В экспозиции представлено 30 текстильных панно, 20 графических произведений, а также более 30 инсталляций и объектов.