Молодежный образовательный проект «Арт-школа SKULA»
17 июня, 2018
С февраля Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков запускает уникальный образовательный проект «Арт-школа SKULA». Мы приглашаем подростков, старшеклассников и студентов, интересующихся современным искусством России и желающих глубже понять особенности петербургской художественной среды, стать нашими первыми выпускниками. Наша арт-школа ставит своей целью знакомство молодых ребят - будущих художников, искусствоведов и музейных работников - с актуальными течениями и закономерностями художественной жизни Петербурга. Личное взаимодействие с ее участниками, а также большой практический блок заданий позволят выпускникам сформировать понимание первых шагов, необходимых для построения своей профессиональной карьеры. SKULA — это насыщенный цикл увлекательных образовательных мероприятий: лекций, интерактивных экскурсий, семинаров и воркшопов. Программа арт-школы крайне разнообразна и включает в себя более десяти занятий. В течение полугода нас ожидают экскурсионные выезды на самые актуальные культурные площадки города, знакомство с частными коллекционерами и их собраниями, посещение художественных мастерских, встречи с активными деятелями местной арт-сцены и, конечно, итоговый творческий проект, реализованный на площадке музея.
Расписание школы:
14 февраля, 18:00 — лекция: «Искусство второй половины XX века. Петербург: провинция или метрополия?»
Первое полноценное занятие Арт-Школы пройдет в форме лекции, посвященной обзору основных тенденций мирового и отечественного искусства второй половине XX в. Однако в попытке систематизации калейдоскопа новых жанров, стилей и направлений крайне важным становится понимание специфики петербургской арт-среды. Знакомство с историей отечественного искусства XX века, перемежающееся с обзором творческих поисков западных художников, поставит ребром вопрос о самостоятельности и уникальности открытий, сделанных петербургск им искусством за последние 80 лет. Провинция или метрополия? – этот острый ракурс провоцирует честный анализ ситуации, крайне важной для молодых художников и искусствоведов северной столицы. Поиск своего места и собственных оснований, попытка критически осмыслить опыт непосредственных предшественников — станет основой для небольшого исследования и прекрасным стартом всего образовательного курса. Лектор: историк, искусствовед, заведующий образовательным центром МИСП Николай Комягин. 28 февраля, 18:00 — лекция: «Культурные институции. Музеи. Как работает искусство?» Где искусство приобретает практическое значение, а искусствоведы находят себе применение? В настоящее время культурная сфера России развивается и стремится к западным образцам. Существуют различные организации, где гуманитарии могут найти себе применение. На лекции мы обсудим:
особенности культурных институций, их разнообразие и различия.
чем музей отличается от галереи, а творческое пространство от мастерской художника, и как все эти пространства связаны между собой.
На основании материала лекции будет осуществляться анализ и посещение конкретных культурных институций Петербурга на протяжении всех занятий секции. Лектор: культуролог, педагог, сотрудник образовательного отдела МИСП Юлия Кузнецова.
7 марта, 18:00 – выездное занятие в общественное пространство Порт «Севкабель»
В продолжение лекции о культурных институциях мы на практике познакомимся с общественным пространством. На занятии мы побеседуем с сотрудниками, узнаем нюансы работы «из первых уст» и проанализируем работу организации. Ведущая: культуролог, педагог, сотрудник образовательного отдела МИСП Юлия Кузнецова.
21 марта, 19:00 – публичная дискуссия: «Феномен самоорганизации и самоопределения в студенческой среде Санкт-Петербурга»
За последние годы внутри студенчества художественных учреждений Петербурга наметилась новая тенденция – объединение в закрытые сообщества и выстраивание параллельного образовательного процесса. Студенты сами организовывают чтение лекций, в неформальной обстановке обсуждают актуальные темы. Они проводят перформансы и вернисажи, публикуют манифесты, отражающие собственную идеологию. К подобной тенденции самоидентификации, в большей или меньшей степени, можно отнести деятельность объединений: РОМБ, Север 7, Богемный Движ и др. Несмотря на то, что схожие процессы были свойственны студенчеству и прошлых эпох, разные исторические обстоятельства каждый раз формируют новизну и специфику данного явления, достойную нашего внимания. Является ли названная тенденция симптомом кризиса классического художественного образования? Как соотносится в ней коммерческая и просветительская составляющие? Какие цели ставят перед собой лидеры новых студенческих организаций? На публичной дискуссии мы встретимся с представителями студенческих объединений, чтобы обсудить возможные причины, характер и значение их появления. Ведущий: историк, искусствовед, заведующий образовательным центром МИСП Николай Комягин.
11 апреля, 18:00 - выездное занятие в галерее Anna Nova: «Арт-рынок и художественная галерея. Специфика и проблемы»
Апрель откроется для студентов арт-школы SKULA посещением одной из ведущих галерей Санкт-Петербурга - Anna Nova. Тема встречи – отечественный арт-рынок, его мифы и легенды, ожидания и результаты. В качестве спикеров выступят сотрудники арт-галереи, на собственном опыте ощутившие особенности российской художественной среды и выстроившие алгоритмы коммерчески успешной работы. Кураторы: Николай Комягин, Юлия Кузнецова – сотрудники образовательного центра МИСП.
18 апреля, 17:30 - выездное занятие в Музее нонконформистского искусства: «Частный взгляд. Опыт коллекционирования произведений искусства».
Встреча с коллекционером Н.Ю. Кононихиным В рамках занятия «Частный взгляд» студенты арт-школы SKULA посетят Музей нонконформистского искусства, где познакомятся с выставками, составленными из фондов Николая Кононихина. Авторская экскурсия и живая беседа с известным собирателем петербургского искусства раскроет для слушателей опыт кропотливого создания частной коллекции. А уникальные истории общения с художниками и богатая эрудиция лектора позволят углубить знания о культуре Северной столицы второй половины XX века. Кураторы: Николай Комягин, Юлия Кузнецова – сотрудники образовательного центра МИСП.
19 апреля, 17:30 – выездное занятие в Бертгольд центре. «Независимые кураторские практики Петербурга. Часть 1»
В рамках первой части занятия "Кураторские практики Петербурга" участники проекта познакомятся с выставочной практикой независимой арт-площадки на территории «Бертгольд центра». Куратор проекта Кристина Вронская проведет экскурсию по выставке «Моделируя пространство» и поделиться практическим опытом: Что необходимо для создание успешного выставочного проекта? Какие аспекты необходимо учитывать и какие навыки необходимо осваивать? Организатор: Юлия Кузнецова – культуролог, сотрудник образовательного центра МИСП.
4 мая, 18:30 - «Опыт образовательного центра МИСП»
Майские занятия Арт–школы откроются диалогом, посвященным современным образовательным проектам. Все больше разрушая границы между школой, культурно-досуговым центром и музейной институцией, современный музей активно включает своих посетителей в обучающие программы. Повышенный интерес к просветительской функции объясняется тем, что традиционные образовательные институты не справляются со своими задачами. О том, готов ли музейный зритель к таким переменам, и в чем заключается особенность нового образовательного тренда, мы обсудим 4 мая на встрече в лектории музея. Николай Комягин и Юлия Кузнецова - сотрудники образовательного центра МИСП, поделятся профессиональным опытом, познакомив слушателей с ключевыми направлениями работы своего отдела. В итоговой части занятия ребятам будет предложено на практике закрепить полученные знания, разработав собственный образовательный проект. Ведущие: Николай Комягин, Юлия Кузнецова - сотрудники образовательного центра МИСП.
11 мая, 18:00 - выездное занятие «В мастерской художника»
В продолжение разговора о способах бытования искусства участники арт-школы посетят мастерскую современного художника и воочию увидят «место силы», в котором создаются произведения, далее попадающие к коллекционерам или в пространства галерей и музеев. Это завершающее занятие курса, которое позволит участникам получить уникальный опыт общения с художником в пространстве мастерской. Ведущие: Николай Комягин, Юлия Кузнецова – сотрудники образовательного центра МИСП.
20 мая, 01:00 - Презентация выпускного образовательного проекта студентов «Арт-школа SKULA»
24 мая, 18:00 - выездное занятие в Бертгольд центре «Кураторские практики Петербурга. Часть 2» Во второй части занятия «Кураторские практики» Анастасия Скворцова проведёт экскурсию по собственной выставке и расскажет об особенностях внеинституцианального кураторского опыта. Мы поговорим о роли независимого куратора в современной системе искусства. Анастасия Скворцова поделится опытом участия в международных и петербургских проектах в качестве «куратора-кочевника», не работающего на конкретную организацию. Организатор: Юлия Кузнецова – культуролог, сотрудник образовательного центра МИСП.
17 июня, 18:00 - «Выпускной» – итоговая открытая вечеринка для студентов и друзей первого выпуска «Арт-школы SKULA».