Лекция Николая Кононихина «Революция и иконоборчество в искусстве»
16 ноября, 2017
– Лекция Николая Кононихина «Революция и иконоборчество в искусстве» Возникнув в VIII веке в Византии из сугубо религиозного движения противников почитания икон, иконоборчество, начиная с Великой Французской революции, трансформировалось в радикальные протестные выступления против старого миропорядка и стало постоянным спутников всяких серьезных социально-политических потрясений, будь то революция, мировая или гражданская война. Вместе с тем, все современное искусство, начиная с импрессионистов, сформировалось именно как иноконоборческая практика против отживших традиций мертвого академизма. Отрицание старого с начала ХХ века приобрело тотальный характер и наиболее ярко проявилось в декларациях итальянских и русских футуристов и деятелей авангарда. Сегодня иконоборчество охватило практически все области: религии, политики, гражданского общества, искусства. Парадокс в том, что чем больше его становится, тем больше его не хватает, о чем свидетельствуют в том числе «паломничества» на выставки Серова и Айвазовского. Мы живем в мире сплошных искусственных конструкторов: симулякров, мемов, бинарного мышления, социальных сетей, гаджетов… Иконоборчество остается актуальной стратегией… Революция продолжается…